Водителям о зажигании
Наверное, нет необходимости лишний раз напоминать о том, что без автомобилей представить существование человечества просто невозможно. Они нужны не только для личного пользования, но и для обеспечения работоспособности самых разных отраслей народного хозяйства. Двигатель любой машины относится к одному из главных элементов такой конструкции, а его работоспособность невозможна без такого узла как блок зажигания. Вот об этом и пойдёт речь в этой статье.
Содержание
Что вы знаете об этом
Прошло довольно много времени с тех пор, как на дорогах появилось первое транспортное средство Даймлера. Для запуска и работы силового агрегата в ней применили калильную головку. Она стала родоначальницей для блоков искрообразования бензиновых двигателей. Эффективность таких устройств невысокая, стоимость таких двигателей большая, поэтому их увидеть можно только на моделях машин, самолётов и других самоделок.
После появления электрооборудования на машинах, стали изготавливать иные системы для воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателей. К наиболее распространённым можно отнести такие системы:
- Блок зажигания с контактным искрообразованием;
- Бесконтактные приборы, использующие эффект Холла;
- Электронные приборы для воспламенения горючей смеси.
Контактные устройства
Их можно смело отнести к числу наиболее распространённых узлов, используемых на автомобилях. В их состав входят следующие детали:
- Источник тока, это автомобильный аккумулятор или генератор;
- Выключатель зажигания;
- Прерыватель распределителя зажигания;
- Распределитель или трамблёр;
- Катушка для образования высоковольтного напряжения.
Независимо от того какого типа устройство установлено на машине, в нём будет использовано пять основных элементов. Давайте их описание рассмотрим более подробно:
- Во время пуска и работы мотора потребуется наличие источника тока для образования искры воспламенения рабочей смеси. В первое время таким источником служит аккумуляторная батарея, а затем работающая генераторная установка;
- Выключатель зажигания, может быть кнопка, подающие напряжение бортовой сети в цепь этого устройства;
- Устройство накопления высокого напряжения, водители его называют бобина;
- Прерыватель распределитель зажигания;
- Свечи для воспламенения топливовоздушной смеси.
Немного о процессе искрообразования
После того как водитель повернёт ключ в замке, или будет нажата соответствующая кнопка, напряжение питания поступает в цепь. Для получения высокого напряжения необходимо подавать импульсы на высоковольтную катушку. Этим занимается прерыватель, состоящий из подвижного и неподвижного контактов. Поочерёдное их замыкание и размыкание (так работает кнопка без фиксации включенного положения) способствует появлению высокого напряжения на вторичной обмотке катушки. Важную роль играет сопротивление замкнутых контактов. Параллельно контактам подсоединён конденсатор, это своеобразный предохранитель от возникновения дуги на них.
Важно! Не оставляйте на длительное время включенным зажигание при неработающем двигателе. В том случае, когда контакты прерывателя будут замкнуты, возможен сильный нагрев и выход из строя катушки.
Далее распределитель направляет высоковольтный импульс на провода зажигания и свечи. На отдельных моделях автомобилей может быть установлено дополнительное реле зажигания. На большинстве машин ранних годов выпуска, предохранитель для такой системы не предусмотрен. Момент искрообразования должен чётко приходиться на верхнюю мёртвую точку соответствующего поршня. Имеются отдельные модели машин, у которых установлена кнопка вместо ключа.
Как недостаток следует отметить прохождение значительного тока через контакты прерывающего устройства, что вызывает их подгорание. Поэтому они нуждаются в периодической чистке и регулировке зазора.
Бесконтактные устройства
По внешнему виду имеется большое сходство ранее описанных устройств, но нет большой зависимости от чистоты и величины зазора в контактной группе, а характеристики значительно лучше контактных. В некоторых автомобилях их нет вообще, так как управляющие импульсы поступают со специальных датчиков. Главным звеном системы является электронный коммутатор, он выдаёт импульс на катушку.
Такие системы вырабатывают значительно большее высокое напряжение, это облегчает пуск мотора в холодное время года. Отсутствие подгоревших контактов не создаёт дополнительное сопротивление, что уменьшает потери энергии. Провода зажигания должны быть рассчитаны на более высокое напряжение. Их различают по цвету, красный цвет принадлежит обычным, а синие или чёрные предназначены для большего напряжения. Для подавления радиопомех они имеют гасящее сопротивление.
Для обеих систем также требуется крышка и ротор распределителя зажигания. Далее всё происходит, так же как и у контактного блока. Следует иметь в виду, что крышка и ротор иногда выходят из строя. На них не допускаются повреждения в виде трещин, ротор должен иметь гасящее сопротивление. Для электронного коммутатора нужен свой предохранитель.
Что представляют собой электронное или микропроцессорное зажигания
Такие системы полностью исключают наличие движущихся частей, достигнуть это возможно только в том случае, когда работу обеспечивают приборы, это специальные датчики и электронный блок управления. Вместо подвижных контактов применяется датчик Холла, это кнопка в электронном виде. Для ЭБУ имеется свой предохранитель, также устанавливается реле зажигания. Для такой системы характеристики имеют место более высокие показатели, чем у контактного или бесконтактного блока. Катушки устанавливаются непосредственно на свечи, этим уменьшается сопротивление на пути высокого напряжения.
Это должен знать каждый водитель
Любой блок зажигания имеет ключ для включения, но может быть установлена и кнопка. Реле зажигания устанавливают обычно в монтажном блоке, но иногда его можно встретить в моторном отсеке. Приборы, а также блок зажигания нуждаются в периодическом осмотре и обслуживании. Попадание моторного масла и грязи увеличивают сопротивление, что приводит к потерям. Ключ, кнопка и реле зажигания редко выходят из строя. Кнопка запускает в работу реле, а его мощные контакты подключают основную нагрузку.
Если происходит подгорание контактов, то увеличивается сопротивление в цепях и потери системы искрообразования. Поэтому зазор периодически проверяют и очищают. Некоторые водители меняют сопротивление в роторе куском провода. Мотор работать будет, но в радиусе нескольких сот метров будут сильные радиопомехи. Предохранитель устанавливать следует на ток, который рекомендован изготовителем машины.